Hearts of Iron 4 — Лучшая нация для многопользовательской игры
Вашингтонский обком. Обзор Hearts of Iron IV
Близкие по духу
«Граф Цепеллин» не взорвался в клочья, век дирижаблей продолжается. Лейба Давидович Троцкий забил ледорубом убийцу из НКВД. На выборах в США победил «Серебряный легион Америки», и в стране разразилась гражданская война. Пиво «Фронтовое» в пабах Лондона и Бирмингема всего по 15 копеек за кружку (членам Коммунистической партии Великобритании — 10 копеек).
Вы из тех, кто хотел бы сделать резервное сохранение и посмотреть, «что было бы, если»? Тогда Hearts of Iron IV вас приятно удивит. Но если вы видите игру впервые, она будет к вам почти так же жестока, как и предыдущие три части.
Недоступная война
Долгие годы чудесные симуляторы государства от Paradox разъедает один и тот же недостаток: посторонний человек бьется головой о порог вхождения и падает ниц в ужасе перед монументальной механикой, напоминающей структуру сложного полимера. Шведы давно мечтали поменять местами слова в известной пословице (hard to learn, easy to master), ведь на остальных фронтах их серия и раньше достигала всех возможных высот.
Эта серия ближе широкому кругу игроков, чем остальные проекты Paradox (Stellaris мы не считаем, она столь же приветлива и ясна, как Civilization V). Почему? Потому что Hearts of Iron — или «День Победы» в нашей локализации — призывает к привычным для рядового стратега вещам. Выбери страну поближе к своим идеалам, будь то Советский Союз, Великобритания или — свят-свят! — Третий Рейх, да хоть Уругвай, никто не ставит ограничений. Построй заводы, обучи отряды, отправь в атаку. Звучит просто.
Но Paradox не умеют делать просто.
В основном потому, что война в HoI — это не «А + ЛКМ». Нужно выбрать удачные направления для дивизий, подготовить будущие «котлы», свериться с картой местности (чтобы танки не продирались сквозь чащу) и с метеосводками (чтобы штурмовики не попали в грозу). Не атаковать, черт возьми, через реку самый мощный форт в Восточной Европе. Прикрыть своих солдат авиацией и не профукать ее, потому что в регион влетают две тысячи истребителей врага.
А еще эту ораву надо вооружить, вовремя перевооружить, снабдить и поставить во главе нужного человека.
В Hearts of Iron IV обещали все эти процессы сделать понятнее и удобнее, а то в третьей части можно было сойти с ума от одной только иерархии войск. В сравнении с безумно сложной Hearts of Iron III вышло отлично, без сравнения — привычная для Paradox картина: оригинальная всеобъемлющая механика, которую тяжело постичь.
Польша уже сдалась
Идея о том, что управлять каждой дивизией вручную — это не так уж удобно и прогрессивно, дошла до Paradox не сразу. Первые две части никак не облегчали эту задачу, и партии в них состояли преимущественно из напряженных стратегических пауз. Hearts of Iron III достигла кое-какого прогресса: группы армий можно было поручить компьютеру, и если вы добились значительного численного и технологического преимущества, то он даже побеждал.
Hearts of Iron IV доводит идею до логического конца. Выбрали армию, ткнули в линию границы, чтобы обозначить фронт, провели стрелку-другую, нарисовав план наступления. А войсковая иерархия из третьей части отправилась в костер: хоть она и была правдоподобной, но в том виде лишь обеспечивала мигрень. Теперь даже вооруженные силы чудовищных размеров управляются на раз-два. Значит ли это, что стало проще воевать?
Едва ли. Хотя бы благодаря обновленной логистике для авиации и флота. Ваши ребята отважно прут вперед в регионе, где вы содержите полтора десятка картонных истребителей? Значит, их порежут на открытки, а ваши войска крепко застрянут. Решили пересечь залив и коварно захватить чужое побережье? Тогда будьте добры отправить в те края солидный флот, иначе вторжение захлебнется. При этом системы управления самолетами и кораблями устроены куда удобнее и нагляднее, чем прежде: направили эскадрилью или флотилию, выбрали задание, и все, теперь приглядываем, чтобы вашим капитанам не оторвали головы.
План выполняется на отлично только при заметном превосходстве над врагом. Стоит нескольким дивизиям пострадать, утратить организацию и понести потери, как весь фронт встает и ждет то ли пополнения запасов снаряжения, то ли восстановления личного состава. Если выделить их вручную и отправить в атаку — успех все равно будет на вашей стороне.
Почему так происходит? Не очень понятно. Видимо, компьютерный полководец не находит свои дивизии готовыми к наступлению, и это мешает наполеоновским планам: приходится снисходить до уровня отдельных дивизий и направлять их собственноручно. Игре не помешал бы комплект настроек для операций: предельный уровень готовности, снабжения и всего остального.
Куем победу
Перед отправкой на фронт дивизии придется обучить, и эту процедуру перекроили как могли. Заводы разделились на мирные и военные. Притом одни разрешено конвертировать в другие — так промышленная логика возобладала над простотой. Но и военные заводы, увы, не штампуют войска, как раньше: они выпускают оружие и технику, а те, в свою очередь, идут на вооружение дивизий.
Потребность армий в снаряжении и машинах меняется постоянно, и постоянно же за ней приходится следить. И здесь, что печально, — никакой автоматизации или делегирования полномочий ИИ. Несомненно, такая схема производства куда правдоподобнее старой, где дивизии клепались на станках, и в ней кроется приятный элемент микроменеджмента. Но и внимание она требует повышенного.
А дивизии придется еще и проектировать — приписать немного мотострелков к пехоте или ремонтную роту к танковой дивизии. Этот вопрос заслуживает отдельной статьи: грамотная комплектация дивизии повысит ее пригодность на поле. А чтобы игрок не ринулся со старта расфасовывать все по-своему, на каждую приписку новой части тратится боевой опыт — абстрактные очки военного ремесла, добываемые в бою. Сухопутный боевой опыт тратится на конструирование дивизий, воздушный и морской — на улучшение параметров самолетов и кораблей. Невероятно занимательное дело, но вкупе с остальными оно еще сильнее вас загружает, а ближе к середине-концу партии еще и теряет актуальность, ибо опыта море, а тратить некуда.
К счастью, модификация подразделений идет с помощью общих шаблонов, никто не заставляет бегать за каждой пехотной дивизией с двумя бригадами САУ. Подберите состав, а игра сама подсчитает, сколько новых машин придется заказать.
Что это все значит? Если вы, начав партию, слепо выберете группу армий и отправите ее воевать — быть беде. Если удосужитесь разобраться во всех вопросах, связанных с промышленностью, логистикой и поддержкой с воздуха и моря, — тогда быть победе, а сквозь усталость вы ощутите сладость триумфа. И сам триумф, и процесс его достижения больше не требуют бухгалтерской возни со штабами и штурма безумного технологического древа, как в Hearts of Iron III. А командование войсками — если опустить детали — действительно сводит на нет часть тоскливой рутины.
Hearts of Iron IV не боится глобальных перемен, и почти все они — к лучшему. Жаль, что случайный патриот, соблазнившийся названием «День Победы», не оценит весь масштаб замысла. если, конечно, не запасется терпением и вниманием.
Керенского — в генсеки
История не знает сослагательного наклонения, зато мы знаем и любим. Потому Hearts of Iron всегда привлекала людей, неравнодушных к музе Клио. Много ли на свете игр, позволяющих вывернуть мир наизнанку?
В Hearts of Iron IV эту жажду «перемен задним числом» наконец оформили юридически. Помните национальные идеи из Europa Universalis IV? Paradox перенесли их с рельс долгосрочной политики в русло политики конкретной и сиюминутной, выдав каждой стране кучу вариантов развития. Выбор фокуса — это выбор долгосрочной стратегии развития, как в техническом, так и в политическом плане. Выглядит и работает как древо технологий, только каждый из национальных фокусов дает мощные модификаторы или к отраслям науки, или к внешней политике — будь то повод для войны, взрывной рост поддержки нужной партии или нечто особое. Больше всех повезло, конечно, «мажорам» — великим нациям.
Германии, например, досталось несколько взаимоисключающих ветвей — как и остальным странам. Вместо вторжения в Скандинавию она может выбрать развитие морского флота и принудить северные страны к дружбе. Вместо требования польского города Данциг себе немцы могут предложить его обмен на Словакию (если прежде вы ее приговорили, а не предложили союз). Одна из ветвей вообще распускает ось Берлин-Рим-Токио, заменяя ее на ось Берлин-Москва. Кошмар, а? Все ваши сумасшедшие идеи непременно найдут здесь воплощение, и никаких препон игра не чинит.
А отступление от реальной истории теперь не карается отсутствием политических событий и удивленными взглядами со всего мира. Мало того, уберите перед началом партии галочку с пункта об историческом подыгрывании со стороны ИИ, и мир с удовольствием вкатится на страницы книг в жанре фантастики. Будет и польский альянс Междуморье, и восстание троцкистов в СССР (не очень понятно, влияет ли на него выживание самого Троцкого в ходе скриптового события), и англо-американская война.
ЭТО ВАЖНО: кое-какой регулятор агрессии все же остался. Уровень мировой напряженности — это примерный процент готовности человечества к новой глобальной войне. Агрессивные действия повышают ее, а миролюбивые страны не могут принять весомых мер, пока напряженность не достигнет пугающих величин. Занятная обоюдоострая штука: чем активнее вы развязываете войну, тем скорее апологеты демократии приплывут вам мстить. Прежде тут играл роль параметр угрозы для каждой отдельной страны.
«Минорам» же такую роскошь не подарили: все страны за пределами «Большой семерки» делят один-единственный набор национальных фокусов. Хоть он и дает определенную политическую гибкость (выбор идеологии, альянса, тактики войны), но специфических идей в нем нет. Почему Ирландии не разрешают, скажем, взять реванш в противостоянии Великобритании? Понятно, что на проработку всех стран в игре ушло бы нерационально много усилий, но цена экономии — не столь глубокая игра за малые державы. Хотя какие уж малые! Испания, Канада, Турция — весьма могучие страны при правильном развитии.
Безусловно, Paradox достигла новой вершины в отношении дружелюбности своих игр: Hearts of Iron IV значительно приятнее, сочнее и ярче, нежели прошлая часть. А процесс ведения войны наконец-то стал близок к тому, каким его обычно представляют. Просто чертим линии на карте, ждем, когда генерал соберет всех в кучу, и жмем кнопку «Начать выполнение плана».
Но Hearts of Iron IV опять требует недюжинного внимания к деталям и концентрации. В ней обновлена система производства, обучения, воздушных и морских операций — серия не стоит на месте. Однако к людям за пределами аудитории Paradox она все так же беспощадна. Крепитесь.
Игры, похожие на Hearts of Iron 4
Игра Hearts of Iron IV — это новейшее пополнение в рядах глобальных стратегических игр о Второй Мировой войне. Я верю, что два этих жанра отлично сочетаются между собой, как булка и мак. Сражаться на войне в качестве солдата, пилота, матроса или танкиста весело, но для тех, кто желает командовать армиями на поле боя или управлять целыми нациями, есть, к счастью, множество других игр. И если Hearts of Iron IV вам мало, то для вас мы припасли список 10 лучших игр, которые вам понравятся, если вы зависаете в Hearts of Iron IV.
10. Men of War
Отвергая традиционную формулу стратегий в настоящем времени, которые делают акцент на строительстве баз, Men of War сочетает тактические задачи и контроль над множеством бойцов с сюжетом и специализированными миссиями с элементами шутеров от третьего лица. Однако особо выделяется в Men of War механика, что позволяет в любой момент игры взять под контроль любую тактическую единицу, будь то танк или пехотинец. В то время, как остальная часть бойцов выполняет какую-либо задачу под контролем ИИ, вы можете участвовать в битве в качестве героя боевика от третьего лица.
9. Crusader Kings II
Хотя глобальная стратегическая игра во временах рыцарей, мечей и луков никак не позволяет контролировать танковые дивизии и бомбардировать города в прах, игра Crusader Kings II по-своему веселая. Особое внимание тут уделяется династическим связям и усилению собственной семьи через государство, но в этом списке она ещё и потому, что связана напрямую с Hearts of Iron IV. Как и серии игр, вроде Ведьмака и Mass Effect, игры, сделанные компанией Paradox, позволяют переносить сохранения, потому вместе с Europa Universalis IV и Victoria II вы буквально можете играть с 789 года по 1964 год нашей эры.
8. Company of Heroes 2
Первая Company of Heroes – игра поразительная, не очень много игр могут так упорно не стареть и оставаться увлекательными даже после 30 прохождений основной компании. В число этих немногих входит и Company of Heroes 2. Хоть я и предпочитаю оригинал больше, вторая часть в серии определенно не является плохой игрой. В ней есть много новых, хорошо встроенных механик, вроде погоды, влияющей на и так динамичное окружение. А режим кампании, в этот раз в находящийся в рамках Восточного фронта, а не Западного, предлагает игроку один из лучших сюжетов во всех глобальных стратегиях. В повествование при этом отлично вписывается игровой процесс.
7. Victoria II
Рассказывающая о событиях непосредственно перед Hearts of Iron IV, Victoria II во главу угла ставит торговлю, индустриальное производство и управление населением во времена Промышленной Революции. Несмотря на то, что в игре также есть и хорошо реализованные системы боя и войны, Victoria II предоставляет игроку освежающий отдых от полной концентрации на военной сфере в HoI IV, позволяя пользователю выстроить экономику его (или её) державы, а также население, а не только вооружение и армию. Как и в случае с EU IV и CK II, сохранения из Victoria II можно импортировать в Hearts of Iron IV.
6. Hearts of Iron 3
Третьи «Сердца» были одной из первых игр от Paradox, что использовали их собственный движок Clausewitz. Третья часть в серии перенесла серию глобальных стратегий о Второй Мировой в 3D с динамической картой, полностью трёхмерные модели с тоннами деталей и множеством новых механик отличают её от предшественников. Игра даёт создавать собственные боевые схемы, позволяя распланировать каждый шаг ваших военных операций, делая игру более похожей на то, как генерал смотрит на карту боевых действий.
5. Europa Universalis IV
Самая популярная игра из всей франшизы глобальных стратегий от Paradox, охватывающая огромный промежуток времени (1444-1821 года), содержит громадное количество контента. Вам не будет не доставать динамических сражений и технологического роста Второй Мировой, EU IV будет сопровождать вас на пути прогресса от алебардистов и луков до мушкетеров и пушек. И конечно же, игры из EU IV можно переносить, чтобы вы могли наблюдать за историей своей державы от Средневековья до Холодной войны.
4. Men of War: Assault Squad
Какой бы веселой ни была первая Men of War, кажется очевидным факт, что специализированные миссии в связке с сюжетом не слишком сочетались с игровыми механиками. К счастью, Men of War: Assault Squad исправляет проблему полностью. Миссии теперь приятные и несложные: нужно лишь захватить каждую стратегическую точку и продвинуть свою армию к самому концу. Сложность увеличивается по мере того, как вы захватываете новые точки. Появляется больше ресурсов, и открываются новые юниты, как для вас, так и для врага. Если Company of Heroes чувствовалась реалистичной в деталях, Men of War: Assault Squad чувствуется реалистичность благодаря сражениям.
3. Company of Heroes
Эту стратегию о ВМВ в реальном времени вряд ли стоит представлять, Company of Heroes – любимая многими игра. Прошло уже больше 10 лет, но она всё ещё держится. Более того, для игры до сих пор выпускают полностью интегрированные фанатские модификации. Хоть она и так уже достаточно цельная стратегия, по-настоящему веселой, лично для меня, её делают маленькие детали, передающие реалистичность происходящего. Можно услышать разговоры по радио, а также мысли ваших солдат, которые меняются в зависимости от того, находятся ли они в бою или нет. А ещё солдаты постоянно движутся, что также добавляет игре реалистичности.
2. Victoria Revolutions
Очередной проект из далёкого прошлого компании Paradox, Victoria: Revolutions. У неё много общего с Darkest Hour, при этом даже спустя годы она сияет своим игровым процессом. Игра длится с 1836 года по 1936, освещая вашей нации путь до великой державы во времена Индустриальной Революции. Достичь величия можно не только с помощью армии, но и промышленной мощи, а также престижа, особое внимание уделяется экономике, а не военной сфере. Никакая больше игра не предложит вам такого опыта. Предвосхищая эту возможность современных игр, Victoria позволяет переносить свои сохранения в Darkest Hour.
Игру не удалось найти в продаже в цифровых сервисах
1. Darkest Hour: A Hearts of Iron Game
После Hearts of Iron IV игра в Darkest Hour может сравниться с просмотром «12 стульев» сразу после «Мстителей», но игру хуже это не делает. Но ведь Darkest Hour не хорошая игра, она блестящая. Будучи первоначально модом на Hearts of Iron 2, Darkest Hour не хватает хорошей графики. Но проект компенсирует этот недостаток с лихвой своими превосходно настроенными механиками (патчи выпускают до сих пор), почти бесконечной реиграбельностью, обширным моддерским сообществом, а также, в общем и целом, хорошо настроенным игровым процессом. Хоть игра и следует своему собственному ритму, для серии Hearts of Iron она значит столько же, сколько Majora’s Mask для «Зельды».
Это был список 10 лучших игр, которые вы полюбите, если Hearts of Iron IV вам нравится, включая другие глобальные стратегии от той же компании, а также другие стратегии про Вторую Мировую. Скорее всего, если игры, сочетающие эти два жанра, вам по душе, в списке обязательно найдется игра, которую вы тоже предпочтете.
“Рано радуешься”-или как человек в Hearts of Iron IV играл.
БМ молчал как могила.
Ребятушки, устал уже умолять. Ставьте теги правильно, “отзывы Steam”, а не просто “отзывы”.
Хорошо.Учту свою ошибку в следующем посте.
Подскажите кто играл, игра сложная в освоении? СК немного играл, не понравилось, муть с династиями. EU играл, понравилась, кроме торговли и всяких СРИ достаточно разобрался в игре. Stellaris сейчас играю, очень нравится. Пытался играть в HoI 3 но там столько всяких кнопок и вкладок, за пару часов ничего не понял и бросил. HoI 4 вообще как? Стоит пытаться?
Можешь попробовать, но в HoI IV нужно с дивизиями разбираться,а не просто как я: “100 танковых дивизий!”. Да и игра сейчас из себя представляет наращивание дивизий до того момента как СССР/Германия/Италия/Британия не нападут на Польшу/Польшу/Грецию/Голландский Рейх и не начнётся замес мирового масштаба + за миноров не особо интересно играть: либо тебя ебут в первые дни войны(Албания, Люксембург), либо пиздят, пока не придёт мажор с твоей идеологией и не спасёт тебя альянсом(Чехословакия, Польша) или вообще нихуя не делаешь и сидишь на жопе ровно до конца игры, потому что иначе тебе пропишет воспитательных люлей мажор(Куба, Колумбия, Мексика, Ирак), исключение разве что Испания и Югославия: могут сами отпиздить захватчиков, да ещё и провинции себе отхапать.
Ясно, спасибо за ответ. Механикой и временными рамками полагаю не предусмотрено превратить минора в мажора? В EU было весело покорять весь мир
Можешь попробовать и превратить, один мировой замес и Югославия уже владеет всеми балканами, диктуя свои условия Италии, но у мажоров плюсом идёт большое древо нац. фокусов, дающих не хилые бонусы, в отличие от той же Югославии.
800 дивизий Германии? Сколько не играл, ни разу не видел что б немцы столько собирали
Тут скорее непонятно как СССР проигрывает? Вот сколько играл, никогда без помощи игрока немцы до Москвы не доходили. Походу просто ТС выкрутил ползункок легкости для Рейха на фул, а СССР не трогал.
пф, буквально несколько дней назад в партии за кнр советы опиздюлились так, что немцы заняли и ленинград и москву и сталинград и кавказ и казани подходили и япошки на востоке весь дв стяпали и треть сибири, совет в двух процентах от капитуляции были, благо я выбил их из китая и начал пиздить на дв, и когда уже видел,что побеждаю на континенте япошек (тут ещё помгло восстание, которое я устроил) 2/3 дивизий направил на запад. и самое забавное, что советы выгребать продолжали, пока я всеми дивизиями не начал прорывы и котлы делать и не освободил две трети городов в союзе. и потом вернулся и высадку к япошкам сделал. и в итоге когда началась делёжка после войн всех оказалось, что если набрать на все эти очки себе земель, то ты тупо выхватишь пиздецкую напряжённость и все тебя ненавидеть будут
Топ-10 модификаций на Hearts of Iron IV
10. Hearts of Iron IV: The Great War
Данный мод переносит нас в то время, когда разгоралась первая мировая война. Новый промежуток времени, новые технологии, 3d модели и события.
Мод постоянно развивается. И это радует. К слову, недавно было обновление, 18 декабря.
Hearts of Iron IV: The Great War
9. Führerreich: Legacy of the Great War
Альтернативный мир, где Германия одержала победу в первой мировой, кому приелся Kaiserreich самое то. Пока еще сырой, но стоит учитывать то, что он вышел в конце августа.
Мод вполне мясной, особенно, с точки зрения СССР. Много интересных фокусных веток и событий. Ознакомление обязательно.
Führerreich: Legacy of the Great War
8. The New Order: Last Days of Europe
Вторая мировая война закончилась двадцать лет назад, но ее наследие все еще продолжается. Германский рейх безраздельно властвует от Атлантического моря до некогда великого города Москвы, управляя Европой железным кулаком. Тысячи людей живут и умирают каждый день при германской тирании, жаждущей свободы, которая может никогда не прийти.
Через моря Соединенные Штаты собирают союзников, чтобы предотвратить падение демократии в мире, изо всех сил пытаясь сдержать свою собственную политику достаточно долго, чтобы разорвать договоры, положившие конец второй мировой войне. В Азии Японская империя стонет под тяжестью соперников как внутри, так и за ее пределами, поскольку сотни различных культур борются и жаждут своих собственных свобод.
Мир, кажется, на грани. Выживет ли оно до нового тысячелетия, или это начало конца?
The New Order – Old World Blues
7. Eight Years’ War of Resistance
Мод Eight Years’ War of Resistance (Восьмилетняя Война Сопротивления) создавался как мод, нацеленный на небольшую корректировку Азиатского театра Второй мировой войны, но в конечном итоге превратилась в мод на глобальное изменение, ориентированный на регион Восточной и Юго-Восточной Азии. Он направлен на создание глубокого, исторического, отточенного и веселого опыта для вас.
Данная модификация достойно занимает это место, не взирая на свою специфичность. Проработанный проект, раскрывающий Азию времен мировой войны.
Eight Years’ War of Resistance
6. Millennium Dawn: Modern Day Mod
Millennium Dawn представляет новые технологические деревья, целевые деревья, новую экономическую систему, новую политическую систему, национальное налогообложение и долг, таможенные внутриполитические группировки, механику международного влияния, пользовательские 3D-модели, пользовательский саундтрек и совершенно новый графический стиль.
Начать свою игру можно с 2000-х или 2017-х годов. Мод в версии игры 1.8 наконец стал более стабильнее.
Millennium Dawn: Modern Day Mod
Kaiserreich: Legacy of the Weltkrieg – одна из известнейших и наиболее проработанных альтернативно-исторических глобальных модификаций. Вселенная Kaiserreich предлагает ответ на вопрос: “Что если бы Германия одержала победу в Первой Мировой войне?”. Действительно, как бы мог измениться мир? Этот вопрос еще с десяток лет назад задали разработчики Kaiserreich и, похоже, нашли на него ответ.
Kaiserreich
4. Gangir Duel Mod
Gangir Duel mod представляет из себя мод для соревновательных игр в мультиплеере для Hearts of Iron 4.
Этот мод идеально подойдет для турниров или для тех, кто просто хочет помериться скиллом с другом.
В моде имеется две стороны конфликта, Blue Player и Red Player, которые абсолютно во всем схожи между собой. У обоих стран имеется три фронта – Top, Mid, и Bot. Это позволяет реализовывать игрокам множество стратегий. Ландшафт предполагает несколько линий обороны с уязвимыми местами. Война начинается 15 января 1937 года. Этого времени достаточно, потому что у стран действует модификатор Blitz Duel Bonus, который ускоряет развитие. Пусть навык и удача решат кто будет победителем!
Gangir Duel Mod
3. The Road to 56
The Road to 56 – это глобальный, постоянно развивающийся и расширяющийся мод. Он кардинально меняет игру и это безусловно придется вам по душе.
Новые фокусы и события, новая ветка технологий. Данный мод отлично смотрится в качестве DLC
The Road to 56
2. Old World Blues
Популярный мод для Hearts of Iron 4 “Old World Blues” перенесет вас в мир переживший ядерный апокалипсис. Поклонники мира Fallout сразу заметят знакомые территории и анклавы. Начните свою историю с 2275 года – и покорите выживших!
Новые модели, механики, необычная карта, куча контента и веселый сюжет для ценителей пост-апокалипсиса и просто отличного контента.
Old World Blues
- Equestria at War
Это мод, который пытается воссоздать фэнтезийный мир Equestriaиз франшизы My Little Pony в немного более мрачной обстановке с индустриализацией, коррупцией и политическими разногласиями. Сценарий фокусируется на глобальной конфронтации между Changelings и Equestria.
Equestria – лучшее проявление моддинга. Это монумент любви к творению, огромное внимание к деталям и позитивный лик в море однообразия. Непрекращающейся разработка, тонны контента (сотни событий, решений, фокусов), красочные портреты, захватывающий, не мыльный, сюжет с множеством отсылок к реальным событиям и личностям.
Equestria at War
Вашингтонский обком. Обзор Hearts of Iron IV
Близкие по духу
«Граф Цепеллин» не взорвался в клочья, век дирижаблей продолжается. Лейба Давидович Троцкий забил ледорубом убийцу из НКВД. На выборах в США победил «Серебряный легион Америки», и в стране разразилась гражданская война. Пиво «Фронтовое» в пабах Лондона и Бирмингема всего по 15 копеек за кружку (членам Коммунистической партии Великобритании — 10 копеек).
Вы из тех, кто хотел бы сделать резервное сохранение и посмотреть, «что было бы, если»? Тогда Hearts of Iron IV вас приятно удивит. Но если вы видите игру впервые, она будет к вам почти так же жестока, как и предыдущие три части.
Недоступная война
Долгие годы чудесные симуляторы государства от Paradox разъедает один и тот же недостаток: посторонний человек бьется головой о порог вхождения и падает ниц в ужасе перед монументальной механикой, напоминающей структуру сложного полимера. Шведы давно мечтали поменять местами слова в известной пословице (hard to learn, easy to master), ведь на остальных фронтах их серия и раньше достигала всех возможных высот.
Эта серия ближе широкому кругу игроков, чем остальные проекты Paradox (Stellaris мы не считаем, она столь же приветлива и ясна, как Civilization V). Почему? Потому что Hearts of Iron — или «День Победы» в нашей локализации — призывает к привычным для рядового стратега вещам. Выбери страну поближе к своим идеалам, будь то Советский Союз, Великобритания или — свят-свят! — Третий Рейх, да хоть Уругвай, никто не ставит ограничений. Построй заводы, обучи отряды, отправь в атаку. Звучит просто.
Но Paradox не умеют делать просто.
В основном потому, что война в HoI — это не «А + ЛКМ». Нужно выбрать удачные направления для дивизий, подготовить будущие «котлы», свериться с картой местности (чтобы танки не продирались сквозь чащу) и с метеосводками (чтобы штурмовики не попали в грозу). Не атаковать, черт возьми, через реку самый мощный форт в Восточной Европе. Прикрыть своих солдат авиацией и не профукать ее, потому что в регион влетают две тысячи истребителей врага.
А еще эту ораву надо вооружить, вовремя перевооружить, снабдить и поставить во главе нужного человека.
В Hearts of Iron IV обещали все эти процессы сделать понятнее и удобнее, а то в третьей части можно было сойти с ума от одной только иерархии войск. В сравнении с безумно сложной Hearts of Iron III вышло отлично, без сравнения — привычная для Paradox картина: оригинальная всеобъемлющая механика, которую тяжело постичь.
Польша уже сдалась
Идея о том, что управлять каждой дивизией вручную — это не так уж удобно и прогрессивно, дошла до Paradox не сразу. Первые две части никак не облегчали эту задачу, и партии в них состояли преимущественно из напряженных стратегических пауз. Hearts of Iron III достигла кое-какого прогресса: группы армий можно было поручить компьютеру, и если вы добились значительного численного и технологического преимущества, то он даже побеждал.
Hearts of Iron IV доводит идею до логического конца. Выбрали армию, ткнули в линию границы, чтобы обозначить фронт, провели стрелку-другую, нарисовав план наступления. А войсковая иерархия из третьей части отправилась в костер: хоть она и была правдоподобной, но в том виде лишь обеспечивала мигрень. Теперь даже вооруженные силы чудовищных размеров управляются на раз-два. Значит ли это, что стало проще воевать?
Едва ли. Хотя бы благодаря обновленной логистике для авиации и флота. Ваши ребята отважно прут вперед в регионе, где вы содержите полтора десятка картонных истребителей? Значит, их порежут на открытки, а ваши войска крепко застрянут. Решили пересечь залив и коварно захватить чужое побережье? Тогда будьте добры отправить в те края солидный флот, иначе вторжение захлебнется. При этом системы управления самолетами и кораблями устроены куда удобнее и нагляднее, чем прежде: направили эскадрилью или флотилию, выбрали задание, и все, теперь приглядываем, чтобы вашим капитанам не оторвали головы.
План выполняется на отлично только при заметном превосходстве над врагом. Стоит нескольким дивизиям пострадать, утратить организацию и понести потери, как весь фронт встает и ждет то ли пополнения запасов снаряжения, то ли восстановления личного состава. Если выделить их вручную и отправить в атаку — успех все равно будет на вашей стороне.
Почему так происходит? Не очень понятно. Видимо, компьютерный полководец не находит свои дивизии готовыми к наступлению, и это мешает наполеоновским планам: приходится снисходить до уровня отдельных дивизий и направлять их собственноручно. Игре не помешал бы комплект настроек для операций: предельный уровень готовности, снабжения и всего остального.
Куем победу
Перед отправкой на фронт дивизии придется обучить, и эту процедуру перекроили как могли. Заводы разделились на мирные и военные. Притом одни разрешено конвертировать в другие — так промышленная логика возобладала над простотой. Но и военные заводы, увы, не штампуют войска, как раньше: они выпускают оружие и технику, а те, в свою очередь, идут на вооружение дивизий.
Потребность армий в снаряжении и машинах меняется постоянно, и постоянно же за ней приходится следить. И здесь, что печально, — никакой автоматизации или делегирования полномочий ИИ. Несомненно, такая схема производства куда правдоподобнее старой, где дивизии клепались на станках, и в ней кроется приятный элемент микроменеджмента. Но и внимание она требует повышенного.
А дивизии придется еще и проектировать — приписать немного мотострелков к пехоте или ремонтную роту к танковой дивизии. Этот вопрос заслуживает отдельной статьи: грамотная комплектация дивизии повысит ее пригодность на поле. А чтобы игрок не ринулся со старта расфасовывать все по-своему, на каждую приписку новой части тратится боевой опыт — абстрактные очки военного ремесла, добываемые в бою. Сухопутный боевой опыт тратится на конструирование дивизий, воздушный и морской — на улучшение параметров самолетов и кораблей. Невероятно занимательное дело, но вкупе с остальными оно еще сильнее вас загружает, а ближе к середине-концу партии еще и теряет актуальность, ибо опыта море, а тратить некуда.
К счастью, модификация подразделений идет с помощью общих шаблонов, никто не заставляет бегать за каждой пехотной дивизией с двумя бригадами САУ. Подберите состав, а игра сама подсчитает, сколько новых машин придется заказать.
Что это все значит? Если вы, начав партию, слепо выберете группу армий и отправите ее воевать — быть беде. Если удосужитесь разобраться во всех вопросах, связанных с промышленностью, логистикой и поддержкой с воздуха и моря, — тогда быть победе, а сквозь усталость вы ощутите сладость триумфа. И сам триумф, и процесс его достижения больше не требуют бухгалтерской возни со штабами и штурма безумного технологического древа, как в Hearts of Iron III. А командование войсками — если опустить детали — действительно сводит на нет часть тоскливой рутины.
Hearts of Iron IV не боится глобальных перемен, и почти все они — к лучшему. Жаль, что случайный патриот, соблазнившийся названием «День Победы», не оценит весь масштаб замысла. если, конечно, не запасется терпением и вниманием.
Керенского — в генсеки
История не знает сослагательного наклонения, зато мы знаем и любим. Потому Hearts of Iron всегда привлекала людей, неравнодушных к музе Клио. Много ли на свете игр, позволяющих вывернуть мир наизнанку?
В Hearts of Iron IV эту жажду «перемен задним числом» наконец оформили юридически. Помните национальные идеи из Europa Universalis IV? Paradox перенесли их с рельс долгосрочной политики в русло политики конкретной и сиюминутной, выдав каждой стране кучу вариантов развития. Выбор фокуса — это выбор долгосрочной стратегии развития, как в техническом, так и в политическом плане. Выглядит и работает как древо технологий, только каждый из национальных фокусов дает мощные модификаторы или к отраслям науки, или к внешней политике — будь то повод для войны, взрывной рост поддержки нужной партии или нечто особое. Больше всех повезло, конечно, «мажорам» — великим нациям.
Германии, например, досталось несколько взаимоисключающих ветвей — как и остальным странам. Вместо вторжения в Скандинавию она может выбрать развитие морского флота и принудить северные страны к дружбе. Вместо требования польского города Данциг себе немцы могут предложить его обмен на Словакию (если прежде вы ее приговорили, а не предложили союз). Одна из ветвей вообще распускает ось Берлин-Рим-Токио, заменяя ее на ось Берлин-Москва. Кошмар, а? Все ваши сумасшедшие идеи непременно найдут здесь воплощение, и никаких препон игра не чинит.
А отступление от реальной истории теперь не карается отсутствием политических событий и удивленными взглядами со всего мира. Мало того, уберите перед началом партии галочку с пункта об историческом подыгрывании со стороны ИИ, и мир с удовольствием вкатится на страницы книг в жанре фантастики. Будет и польский альянс Междуморье, и восстание троцкистов в СССР (не очень понятно, влияет ли на него выживание самого Троцкого в ходе скриптового события), и англо-американская война.
ЭТО ВАЖНО: кое-какой регулятор агрессии все же остался. Уровень мировой напряженности — это примерный процент готовности человечества к новой глобальной войне. Агрессивные действия повышают ее, а миролюбивые страны не могут принять весомых мер, пока напряженность не достигнет пугающих величин. Занятная обоюдоострая штука: чем активнее вы развязываете войну, тем скорее апологеты демократии приплывут вам мстить. Прежде тут играл роль параметр угрозы для каждой отдельной страны.
«Минорам» же такую роскошь не подарили: все страны за пределами «Большой семерки» делят один-единственный набор национальных фокусов. Хоть он и дает определенную политическую гибкость (выбор идеологии, альянса, тактики войны), но специфических идей в нем нет. Почему Ирландии не разрешают, скажем, взять реванш в противостоянии Великобритании? Понятно, что на проработку всех стран в игре ушло бы нерационально много усилий, но цена экономии — не столь глубокая игра за малые державы. Хотя какие уж малые! Испания, Канада, Турция — весьма могучие страны при правильном развитии.
Безусловно, Paradox достигла новой вершины в отношении дружелюбности своих игр: Hearts of Iron IV значительно приятнее, сочнее и ярче, нежели прошлая часть. А процесс ведения войны наконец-то стал близок к тому, каким его обычно представляют. Просто чертим линии на карте, ждем, когда генерал соберет всех в кучу, и жмем кнопку «Начать выполнение плана».
Но Hearts of Iron IV опять требует недюжинного внимания к деталям и концентрации. В ней обновлена система производства, обучения, воздушных и морских операций — серия не стоит на месте. Однако к людям за пределами аудитории Paradox она все так же беспощадна. Крепитесь.