Социологическая типология азартных игр: проблемы и предотвращение вреда
Кажется, что нет недостатка в типологиях азартных игр, но существуют проблемы с самим этим явлением. Однако, при более внимательном рассмотрении, многочисленные исследования выявили типы проблемных игроков, а не проблемы с играми, как таковыми.
В настоящее время исследователи используют системный теоретический подход к изучению коммуникации в азартных играх с целью разработки подлинной типологии именно самих зависимых. Вместо того чтобы сосредоточиться на том, почему люди некоторые играют запойно, психологи начали исследовать обсуждаемым сам контекст. Экономический и семейный/интимный контекст оказывается играет наиболее заметную роль.
Всего можно выделить четыре типа азартных игр: подлинные денежные, резонирующие денежные, комменсальные и лиминальные. При сравнении ранее выявленных типов игроков с типами азартных игр, становится очевидным, что переход от игроков, их прошлого, их личности и их мотивов к зависимости даёт новые идеи для специалистов индустрии развлечений. Экономический контекст чаще всего использовался при описании обычных и наихудших ситуаций, связанных с крупными проигрышами. А постоянное упоминание семейного/интимного аспекта в повествованиях самих зависимых, указывает на то, что, помимо финансового ущерба, вред обществу также следует рассматривать, как самостоятельную категорию вреда, а не только как следствие расстройств личности, психологического стресса или социальной депривации.
Научное сообщество понимает игровую зависимость, в основном, с точки зрения её психологической симптоматики и когнитивных характеристик индивидуума. Обычные инструменты скрининга игровой зависимости определяют расстройство по когнитивным нарушениям и неблагоприятным последствиям игровой активности. Типологии игровой зависимости также основаны на индивидуумах и их психосоциальных характеристиках. Однако этот подход игнорирует изменчивость личности в социальном контексте и не принимает во внимание изменчивость самой игровой деятельности – например, тот факт, что многие разновидности переместились на сервера или уже зародились в Интернете. Фактически, предыдущие методики выявили типы проблемных игроков, а не типы проблемной игровой зависимости. Хотя эти типологии важны для разработки лечения, но они менее полезны для профилактики наносимого вреда. Усилия по профилактике должны учитывать типы игр, среды и факторы предложения, чтобы выявлять рискованные траектории азартных игр и легализовывать только игры с низким риском.
Широкое распространение получили три подтипа игроков — «Поведенчески-обусловленные», «Эмоционально уязвимые» и «Антисоциальные импульсивные». Социологические типологии более чувствительны к социальной обстановке и также изучают рекреационные формы. Иная ситуация происходит в интернет-среде. В то время как разработчики разделяют игроков на категории, в зависимости от экономической ценности и возможных проблем с самими играющими, то сами участники подразделяют всех на категории начинающих, компетентных и проблемных игроков.
Социологи и психологи изучили мотивы игроков, чтобы классифицировать их, и выявили всего девять типов игроков. Наиболее интересными среди них представляются «охотники за острыми ощущениями», «жаждущие лёгких денег» и «исследователи судьбы».
С помощью этой концепции психологи проанализировали понимание границы между развлекательными и проблемными азартными играми. Однако такое различие проблематично, поскольку оно игнорирует собственный взгляд игроков на свою игру и отвергает их азартные стратегии просто как иррациональные. В зависимости от культурного контекста специалисты действительно обсуждают различные точки перехода от развлекательных к проблемным азартным играм и описывают, как игра становится порочной по своим различным характеристикам.
В теории социальные системы являются самодостаточными и предполагают коммуникацию. Системный теоретический подход особенно подходит для того, чтобы отвлечь внимание от человека-игрока, и обратить его внимание на саму азартную игру. Человеческие индивидуумы могут быть необходимы как средства коммуникации, но не являются частью самих социальных систем, состоящих исключительно из коммуникации – то есть люди являются их базовой средой. Окружение социальной системы и вопрос непредвиденных обстоятельств могут быть хорошо описаны с помощью метафоры неразличимого фонового шума. Приспособление к такому нечёткому шуму, то есть фильтрация, в соответствии с потребностями и логикой наблюдения, – это способ осмыслить и получить информацию. В коммуникации важна двойная непредвиденность, поскольку и отправителю, и получателю необходимо принимать во внимание альтернативные возможные намерения и понимания, а также изменять собственную обработку информации, в соответствии со своим Эго.
Азартная игра — это вопрос экономической транзакции и денег в чистом смысле. Первый тип экономической азартной игры можно считать воплощением квинтэссенции: выигрыш и/или проигрыш денег. Экономическая контекстуальная структура остаётся здесь довольно простой. Игровая зависимость часто является очень индивидуальным занятием, хотя это может быть и совместным социальным заболеванием. Есть такое понятие в семейной психотерапии, как соучастие в азартной игре. Это занятие, не только связывает супругов, но и формирует совместный опыт, привязывающий их к участию в едином действии. Такое поведение в значительной степени встроено в семейный/интимный контекст, фокусируясь на «суете» или взаимодействии, которое азартные игры создают между супругами. Тем не менее, комменсальные азартные игры могут создавать плохой коллективный опыт, вносить горечь разочарования при проигрышах и нарушать гармонию в отношениях.
Последний тип азартных игр — лиминальные. Лиминальность – это концепция, регулярно используемая в антропологии, которая описывает переходный переход или ситуацию, лишённую общих правил, норм или привычек общества – то есть игра рассматривается, как область, отличная от обычной жизни. Хорошим примером может служить обычный подарок другу в виде лотерейных билетов, который может инициировать игровую зависимость. Тем не менее, агрессивный гемблинг порой влечёт за собой изменённые состояния сознания у зависимого. Связывающий элемент азартных игр выделяется и распространяется за пределы непосредственного круга общения игрока, также порой непосредственного игрового события. В то время как комменсальные азартные игры являются совместными в довольно тесной близости, лиминальные часто выходят за рамки игровой деятельности, влияя на более широкие сферы жизни.
Тем не менее, различные виды вреда связаны друг с другом, где некоторые формы предшествуют другим и/или являются спусковым крючком для последующих. Роль денег в азартных играх – тема, вызывающая особый интерес и постоянные споры. Главная проблема, как правило, вращается вокруг вопроса о том, играет ли человек на деньги или ради денег, и, следовательно, является ли отношение игрока к деньгам предиктором проблем. Отслеживание этой составляющей через различные социальные системы и изучение того, где и как деньги резонируют, может дать информацию о том, как финансы участвуют в создании более позитивного или негативного игрового опыта, принося удовольствие или нанося вред. Тем не менее, деньги включены не только в денежные типы азартных игр, но и в семейные/интимные отношения. Это указывает на значительный резонанс денег в семейной системе. Это представляет выигрыш или проигрыш денег в дополнительном, неэкономическом свете, показывая, как явление может причинять общественный вред напрямую, без обходного пути через экономические трудности человека. Самым плохим последствием для социума является то, что проигрыш зависимого порой лишает членов его семьи возможного будущего. Потерянное возможное будущее, практически невозможно, измерить даже социологам – а поэтому оно редко учитывается в научных работах. Тем не менее, с точки зрения всеобъемлющего вреда, это необходимо учитывать.